- Господин Дэмбэрэл, в чем сила национальной Торгово-Промышленной палаты Монголии. Почему у нее такое количество членов, почему чувствуется жизнь, люди сюда постоянно приходят, в том числе и иностранцы с проектами и предложениями?
- У всех Палат исторически есть две функции: защита интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности и организация взаимодействия предпринимателей с государственной властью. Мы называем это адвокатством по отношению к бизнесу, по защите общих интересов малого, среднего и крупного бизнеса. Во всех Палатах мира легальная структура двух видов: добровольное членство и обязательное. В России, Монголии, Китае, во всех азиатских странах и некоторых европейских обычно членство в Палатах - на добровольной основе. Некоторые европейские страны - Германия, Италия, Испания и т.д. - имеют обязательное членство. Эти две системы имеют как свои достоинства, так и недостатки. Есть гибридный вариант - полудобровольное - полуобязательное. Это вкратце о существующих системах мировых Палат. Сила нашей Палаты состоит в том, что она эффективно реализует обе свои главные функции. Монгольская Палата изначально, и особенно с 1997 года, главной своей задачей считает именно защиту общих интересов бизнеса перед государством. Для этого нам нужно было стать реальной силой, сконцентрировавшей в себе знания, организацию, менеджмент, и т.д.. И мы, я так, во всяком случае, думаю, успешно это делаем, по сравнению с некоторыми другими странами. Во многих странах, особенно тех, которые принято называть транзитными (с переходной экономикой, например центрально-азиатские, бывшие советские республики), Торгово-Промышленные Палаты - это полугосударственные структуры, транслирующие бизнесу волю власти, поставляющие государству информацию о происходящем в бизнес-среде. В Монголии все иначе - мы не хотим быть «хорошими мальчиками», которые делают то, что говорит им правительство. Мы всегда подбираем альтернативу тому, что делает, говорит, предлагает Правительство и Парламент. Наша сила в том, что мы - составная часть частного сектора, и не смотрим на него со стороны. Поэтому мы чувствуем пульс, и знаем, что происходит внутри частного сектора. Так как в Монголии частный сектор реально обеспечивает экономический рост, экономическое развитие, то и государство вынуждено с ним считаться, учитывать, через НТПП, его интересы. Именно частный бизнес создает средний класс, которого так не хватает нашим странам. В них сейчас два полюса: очень богатые люди и очень бедные. Это неравенство очень опасно, чревато проблемами в будущем. Поэтому нужно, чтобы частный сектор и формирующийся в нем средний класс основательно встали на ноги. Для этого мы и работаем. Все наши предложения, корректировки в различных сферах, в политике, например, монетарной, фискальной политике отличаются жизненной основой, потому что идут не из кабинетов, а берутся из реальной жизни. И поэтому многие компании, члены Палаты они или нет, осознают - есть организация, которая работает для них и за них, а не только собирает взносы. Которая работает, и работает много, чтобы улучшить среду бизнеса, чтобы улучшить законодательные основы, чтобы улучшить имидж бизнеса в обществе. И, кроме этого, очень много и активно участвует в решении социальных проблем - таких, как, скажем, снижение бедности, охрана окружающей среды. Поэтому вместо того, чтобы делать указы и постановления, мы работаем с людьми, с сознанием и поведением фирм. Например, если компания имеет очень много денег, но ничего не делает в плане корпоративной и социальной ответственности, то мы об этом прямо заявляем, пытаемся воздействовать на неё общественным мнением, а при необходимости - и через соответствующие государственные структуры. В то же время мы помогаем тем, кто работает над решением этих вопросов, пропагандируем их опыт. И мы лидируем в этом направлении. Поэтому все инновационные идеи и предложения, исходящие от Палаты, востребованы не только компаниями-членами Палаты, но и обществом, правительством. Сегодня наша Палата находится в двадцатке лучших. Международный торговый центр (ITC - агентство по техническому сотрудничеству Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию и Всемирной Торговой Организации) признал НТПП Монголии лучшей, среди палат стран с переходной экономикой, организацией, которая содействует торговле и бизнесу. Но не это важно. Важно то, что люди сюда, в это здание приходят за помощью, за информацией, важно, что инвесторы и международные организации обращаются к нам не только за статистикой, а с живым разговором о том, что происходит в бизнес-секторе, что происходит в частном секторе, чего они хотят и т.д. Что касается второй функции - содействие бизнесу, мы не только содействуем, мы ищем решения, и их внедяряем с с целью упрощения ведения бизнеса. Например, участвуя в проекте транспортно-экономического коридора Алтанбулаг - Эрлянь и добиваясь устранения ненужных формальностей, упрощения таможенного оформления и т.д., мы делаем вклад в рост объемов монголо-российской и монголо-китайской торговли, в рост объемов инвестиций. Мы добиваемся того, чтобы решались элементарные вещи, чтобы люди без искусственных преград переходили границы, чтобы в бизнесе было меньше бумаг, чтобы все наши контакты очень легко осуществлялись, чтобы для наших предпринимателей в соседнем государстве не было проблем, чтобы к ним относились с уважением, начиная с пограничников и таможенников. Это вроде бы простые вещи, но на самом деле требуют колоссальных усилий. Мы совместно вырабатываем такие решения, и такую стратегию, которые вольно-невольно правительствам приходится принимать. Как институт, как организация НТПП Монголии очень хорошо подготовлена: мы имеем людей, имеем ресурсы (в т.ч. административные), имеем многоканальные источники информации и хороший опыт. Мы не жалуемся, мы выявляем факты и, основываясь на них, предлагаем альтернативную оценку, альтернативные варианты, и не только предлагаем, а осуществляем, своим примером показываем, как надо это делать.
- Господин Дэмбэрэл, делегация НТПП Монголии была самой многочисленной на II-м Эрляньском экономическом форуме. Хотелось бы услышать Вашу оценку как прошедшему форуму, так и Вашу оценку вообще этому проекту (который в ходе форума мы предложили назвать «От Байкала до Желтого моря»).
- Во-первых, проект необходим, он все равно когда-нибудь будет осуществляться, потому что другого пути нет. Даже мы, в Монголии, до последнего времени игнорировали Эрлянь, даже мы смотрим на Замын-удэ, как на маленькую приграничную станцию, а на Алтанбулаг - как на «дыру». До сих пор российская сторона (Москва) считает Иркутск и Улан-Удэ незначительными провинциальными городами. А ведь именно там - в Эрляне и Замын-уде, в Алтанбулаке и Кяхте, в Иркутске формируется настоящее будущее! Именно от этих населенных пунктов во многом зависит рост российско-монгольской и российско-китайской торговли, транспортных перевозок, развитие транспортной инфраструктуры. Почему наш большой сосед в лице Народного правительства Китая так внимательно относится к Эрля-ню, придает ему такое большое значение?! Дело в том, что они, в Китае осуществляют комплексный и координированный подход к развитию этих территорий, которые относятся к сфере влияния транспортно-экономического коридора (который и продвигает Эрляньский экономический форум). У нас же, в Монголии, это только начинают осознавать. К сожалению, обычно только лет десять спустя мы спохватываемся, и на горьком опыте учимся уму-разуму. Конечно, официальные власти и в Улан-Баторе, и в Москве разрабатывают для приграничных регионов различные программы. Но горькая правда, по моему мнению, состоит в том, что Москва не видит Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Алтайский край, близлежащие регионы приграничные, да и, по большому счету, Монголию тоже, в качестве экономического пространства, у которого очень большое будущее. Только в качестве хорошей зоны отдыха для охоты, рыбалки. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление. И то, что российскими госструктурами Эрляньский форум игнорируется, это только подтверждает мое мнение.
- На форуме Вы выступили с достаточно резкими заявлениями.
- А как надо было - чтобы одни делали длинные доклады (даже не доклады, а отчеты - вот какие мы хорошие, вот как много сделали!), а другие спали от скуки? Зачем тогда туда ехать?! Поэтому я критиковал и самих себя, и наших китайских соседей, и наших российских друзей - всех. Потому что если мы будем продолжать в том же духе - на встречах на высоком уровне, на форумах и меж-правкомиссиях годами обсуждать одни и те же проблемы, а воз и ныне там! то никогда ничего не получится. Необходимо всем - частному сектору, местному и центральному правительству четко себе представлять роль и значение этого транспортно-экономического коридора от Тяньцзиня до Иркутска для развития как сопредельных территорий, так и в целом наших стран!
Обнадеживает, что в этом году впервые с монгольской стороны в работе Эрляньского форума принимали три-четыре члена Великого Государственного хурала. Это уже хорошо. Наши начинают понимать, начинают смотреть на Замын-удэ не как на какую-то деревню, а как на важный транспортно-логистический центр.
50 млн. долларов планируется инвестировать вместе с Азиатским Банком развития в формирование здесь инфраструктуры. Но этого мало - такие же деньги, и даже намного больше, необходимо вкладывать в Алтанбулаг, в Наушки, в Кяхту тоже. Кяхта вроде бы небольшой городок, но тоже имеет хорошее будущее, и для туризма тоже. Но пока там часами, а иногда - и сутками людям приходится стоять на границе в ожидании, ни о каком туризме, ни о каком развитии и речи не может быть.
- я считаю, что главные проблемы возникнут у этого проекта, когда он вплотную приблизится к границам России. В Монголии все рано или поздно решится, сегодня в Замын-удэ и в Алтанбулаге уже формируются торгово-экономические зоны, уже видны результаты, а с российской стороны — тишина...
- Действительно, у нас строится много, и наш подход к коридору изменяется, ко всему тому, что касается приграничной торговли. Потому что поняли большую нашу ошибку - в прошлом мы слишком много поставили различного рода бумажных и физических преград для движения людей, товаров, капиталов. Мы думали, что тем самым защищаем Родину от бандитов, обеспечиваем продовольственную безопасность, безопасность экономическую. А на самом деле препятствуем сотрудничеству, формированию единого экономического пространства, инвестициям! Слишком старые доктрины, которые накрепко засели в наших головах. Вот это и нужно сначала устранить. Наш, «палатовский» подход таков - мы за то, чтобы и Алтанбулаг, и Кяхта, и Эрлянь, и Улан-Удэ, и Иркутск - все! - вместе развивались. Мы не можем ждать, когда американцы какие-нибудь придут или европейцы, или Москва, наконец, проснется. Мы должны в интересах и Монголии, и России использовать потребность китайцев в развитии данного транспортно-экономического коридора, который для них является самым коротким путем доставки товаров из богатых центральных провинций Китая в Европу! Мы способны сами, и имеем достаточно резервов, чтобы обеспечить экономический оборот. Но нужно дать экономическую свободу частному сектору и привлекать его как помощника и партнера.
- Знаете, я после форума встретился с мэром Эрляня Мэн Сяньдуном, и с ним разговаривал полтора часа. Я спросил: какие результаты были после первого форума, и каких результатов ждете после второго? Он сказал, что по итогам первого форума центральное правительство Китая выделило Эрля-ню 90 миллионов долларов, на которые строится современная таможенная зона, развивается станционная инфраструктура. А по второму форуму они ждут, что Народное правительство КНР выделит деньги на достройку автодороги от Замын-удэ до Чойра с тем, чтобы связать Эрлянь с Улан-Батором. То есть это тоже речь будет идти о десятках миллионах долларов. Мэн Сяньдун сказал так: мы понимаем, что у Монголии сейчас нет средств и возможностей быстро достроить эту автодорогу, а мы не можем ждать. Поэтому будем просить, чтобы правительство дало денег на это. Для этого Эрляню, да и Китаю в целом, нужен этот форум.
- Понятно, что Китаю необходимо доставлять свои товары, и он, имея много денег, готов вкладываться в дороги, в инфраструктуру. У России тоже деньги есть, но я не уверен, что она в ближайшее время что-то будет расходовать на этот «коридор». Во всяком случае, Владимиру Путину не до этого - саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи.... А ваши министры не могут оценить важность проекта, потому что никогда не были здесь на границе, не знают ситуации, потому и подходы для развития российских приграничных территорий у них отсутствуют, по крайней мере - сопредельных с Монголией. Ваши приграничные регионы для каждой Межправкомиссии готовят очень много информации, но Центр, видимо, не понимает важности проекта и поэтому этот транспортно-экономический коридор ему не интересен. Китай же будет давать деньги не только своим, не только на развитие своей инфраструктуры, но и частному сектору Монголии, а может быть - и России, если будет уверен, что эти деньги не разворуют. У Китая есть деньги, у нас - проекты. Наши компании, которые приехали в Эрлянь на форум, привезли конкретные проекты в надежде получить большой ссудный капитал под низкий процент, и китайцы их сейчас изучают. Проекты нужны для того, чтобы монгольские и российские компании могли бы взять в Китайском Банке Развития, или в других банковских структурах, хорошие займы. Китайцы, скорей всего, таким образом, и будут действовать: не сами строить, а давать займы частным монгольским компаниям. И это правильный подход. И вашему журналу надо донести это до ваших чиновников, предпринимателей с тем, чтобы переломить как-то такое отношение к проекту транспортно-экономического коридора. Вообще я считаю, что Кремлю не хватает стратегического мышления по отношению к сибирским регионам, к сотрудничеству с Монголией, вообще к Монголии. Ваши и наши государственные структуры, говоря о сотрудничестве, все время обещают - завтра! Завтра все сделаем, все решим. А ведь стратегическое мышление - это хорошая сбалансированность «сегодня» и «завтра». В итоге сложилась крайне опасная и для Монголии, и для России тоже, ситуация, когда из-за вечных проблем на железнодорожном переходе Сухэ-Батор - Наушки, на автомобильном КПП Алтанбулак - Кяхта монгольский мелкий и средний бизнес вынужден ориентироваться только в одну сторону - на юг... К сожалению, «северный сосед», постоянно говоря о дружбе, торговле и сотрудничестве, на самом деле (в отличие от Китая, который окружает Монголию приграничной инфраструктурой) не сделал никаких реальных шагов для того, чтобы решить эти проблемы. И тем самым все больше и больше подталкивает Монголию в южном направлении, при этом очень нервно реагируя на любые попытки найти, для баланса, еще и «третьего соседа». Я говорю все это напрямую, может быть не слишком дипломатично, только потому, что уверен - сотрудничество между Монголией и Россией носит стратегический характер, а это требует самых решительных действий, а не пустых комплиментов. Иначе может оказаться слишком поздно для того, чтобы выправить ситуацию.
Журнал "Россия и Монголия", № 3, 2011