В прошлом месяце в Монголии введен в эксплуатацию последний отрезок новой автомагистрали, строившейся от ее южной границы на север. Выступая на открытии этой трассы, премьер-министр Н. Алтанхуяг отметил, что теперь страна соединена с Россией и Китаем по вертикальной оси автодорогой международного значения.
За строительством трассы «Капиталист» следил полтора года, публикуя репортажи с места событий. Наш интерес вполне понятен: дорога Замын-Ууд-Сайшанд-Улан-Батор – самый короткий путь из Пекина в Сибирь, и ввод ее в эксплуатацию грозит сенсационными последствиями: расстановка сил в торговом бизнесе Забайкалья может измениться кардинально.
До этого транзит товаров из России в Китай и обратно осуществлялся через китайский город Маньчжурию и наш Забайкальск. Но путь на российские рынки через Монголию на 1100 км короче. Не зря ведь именно этой дорогой два века ходили русские торговые караваны. Именно она – тот знаменитый Великий чайный путь.
Сданный 19 ноября 116-километровый участок от города Сайшанда до приграничного Замын-Ууда стал завершением проекта, реализованного на средства Азиатского банка развития и американского фонда «Вызов тысячелетия». Теперь вся трасса от китайской границы до Улан-Батора имеет твердое покрытие. Это современная многополосная магистраль грузоподъемностью до 40 тонн взамен накатанной песчаной колеи, традиционной для монгольских степей и пустынь.
Данное обстоятельство в разы увеличивает пропускную способность пограничного пункта Замын-Ууд-Эрлянь, где в день границу пересекают около 300 автомобилей и до пяти тысяч человек, то есть более миллиона в год. Ведь еще недавно груженным фурам приходилось по десять суток стоять в очереди на переход границы, а потом сразу же перегружать товар в железнодорожные вагоны, что отражалось не только на скорости доставки, но и на конечной цене.
И вот новый торговый коридор открыт. Теперь стоит ожидать, что мощный поток продукции из самых промышленно развитых юго-восточных регионов Китая буквально хлынет через всю Монголию к границе с Россией, где его примет свободная торговая зона «Алтанбулаг», которая открывается весной следующего года.
Иркутский деловой журнал «Капиталист», №8 (71), декабрь 2013