В масштабах страны насчитывается 30 нефтяных площадок, по 21 из них заключен Договор о разделе продукции. Однако добыча осуществляется на трёх - Зуунбаян, Тамсаг-19 и Тамсаг-21. В прошлом году на этих площадках добыто и экспотировано 482 тыс. тонн сырой нефти, в баррелях — 3,6 млн.тонн. В 2013 году ставят целью добывать на этих площадках 660 тыс.тонн, то есть примерно пять миллионов баррелей, и экспортировать в Китай.
В результате переговоров, в течение немалого времени проведенных с компанией «China Oil» при Национальной нефтяной корпорации Китая, Монголия сумела достичь важной договоренности, состоящий в том, что экспортируемая Монголией в Китай нефть будет поступать на нефтеперерабатывающий завод г. Хуххот, а выпускаемое из неё топливо будет обратно поставляться в Монголию. Этот договор стороны закрепили меморандумом. Китайская сторона обязалась поставлять ежемесячно 10 тыс.тонн топлива, которое поступит в продажу с 27 апреля.
«При оценке стоимости переработанного в г. Хуххот топлива будет использована формула, основанная на ценах сырой нефти, экспортируемой Монголией», отметил руководитель Управления по вопросам нефти Г. Улзийбурэн. В настоящий момент, розничные цены на топливо не установлены окончательно, но зато оптовая цена одной тонны будет меньше на 100-170 ам.долларов той цены, по которой российская компания «Роснефть» поставляет нам.
В дальнейшем стороны планируют увеличить объем поставок из г. Хуххот до 20 тыс.тонн, поэтому в Замын-Ууд в самом разгаре идут работы по модернизации и увеличению мощностей объекта по переразгрузке продукции. Согласно графику, эти работы завершатся в сентябре этого года.
Специалисты отраслевого управления рассчитывают на снижение розничной цены на внутреннем рынке по мере увеличения поставляемого топлива «Монгол-93».
В мае цены на бензин снизятся на 50-60 тугриков за литр, сообщили официальные лица из министерства горнорудной отрасли.
Уходит в прошлое система, по которой Монголия зависит исключительно от одного источника топлива и покупает его по цене, которую источнику вздумается назвать. Начиная с этого месяца, монгольские импортёры начали заключать контракты на импорт топлива не только из России, но и из КНР, Республики Корея и Республики Беларусь. «С российской Роснефтью наша сторона хочет заключить соглашения, по которому цены будут придерживаться котировок на мировом рынке», сказали они.
Недавно компании «НИК», «Шунхлай» и «Магнай трэйд» заключили с «China Oil» контракт о поставках топлива, при этом его цены будут увязаны с ценами на сырую нефть, что экспортируется в Китай, другими словами, цены будут гибкими.
Бензин стандарта «Евро-4» будет импортироваться из Беларуси, также нефтепродукты двумя южнокорейскими компаниями из этой страны, уточнили они. «Можно сказать, что мы избавимся от страха, что цены на бензин будут расти», сказали они. Число импортёров горючего не увеличилось, добавили они.