Первый в Монголии нефтеперерабатывающий завод будет построен в Дархане. 23 октября состоялась церемония закладки фундамента нового предприятия, в котором приняли участие спикер ВГХ Д.Дэм-бэрэл, руководство аймака Дархан-Уул, член парламента Д.Хаянхярваа, начальник Управления минэнерго и минерального богатства А.Эрдэнэпурэв, дриектор компании "Монголсэкию" Т.Намжим, а также вице-президент японской корпорации "Марубени" Шинджи Кавай, старший советник корпорации "Тоёо инжениринг", руководитель проекта Мицутоши Судзуки и др. Сумма инвестиций в строительство составляет 600 млн.ам.долларов—85 процентов будут сформированы за счёт долгосрочного кредита с низкими ставками, получаемого от Банка международного сотрудничества правительства Японии, 15 процентов выделит монгольская сторона.
Город Дархан выбран неслучайно, поскольку НПЗ требует развитую дорожно-транспортную инфраструктуру, "поглощает" для производственных нужд немало водных и энергетических ресурсов. Также установлено, что около 80 проц. потребляемых в стране нефтепродуктов приходится на Улаанбаатар, Дархан и Эрдэнэт. Строительство НПЗ, способного ежесуточно перерабатывать 44 тыс.бар-релей сырой нефти, а за год — 2 млн.тн исходного углеводородного сырья, начнется в следующем году, а завершится в 2015 году. Для реализации этого проекта создан национальный консорциум, в который вошли нефтеимпортирующие компании "Жаст групп", "Петровис", "Магнай трейд", а также компания "Мон-голсекию". Участниками с японской стороны являются корпорации "Мару-бени", "Тоёо инжениринг" и банк Международного сотрудничества. ТЭО нового предприятия разработала корпорация "Тоёо инжениринг".
В последние годы экономический рост Монголии составляет двузначное число и по прогнозам специалистов Азиатского банка развития данный показатель сохранится и в ближайщей перспективе. В силу этого из года в год будут расти и потребности страны в нефтепродукциях. Сегодня страна, по словам главы минфина С.Баярцогта ,тратит один млрд. ам.долларов на закупку ГСМ. Согласно прогнозам, эта цифра может подскочить к 2015 году к 5 млрд.тугрикам.
Следует отметить, что импортируемые из России нефтепродукты, не совсем отвечают международным стандартам. Дарханский НПЗ, оснащенный передовой японской техникой и технологией, будет производить жидкое топливо, отвечающее самым высоким требованиям качества и экологии. Иными словами, конечная продукция Дарханского НПЗ будет высококлассным и не будет содержать примеси серы, тяжелого металла—свинца.
Самым актуальным остается вопрос о снабжении нового предприятия исходным сырьем, в том числе отечественным. В прошлом году на территории страны было добыто около 300 тыс.тн нефти. В соответствии с договором о разделе имущества значительная часть добытой нефти было отгружено в Китай и монгольской стороне было оставлено всего 75 тысяч тн сырой нефти. В силу этого, на первых порах новый НПЗ будет ориентироваться на импортную нефть. Была достигнута договоренность с Иркутской нефтяной компанией о поставках сырой нефти.
Общая площадь НПЗ составит 400 гектаров и новое предприятие будет состоять из 22 объектов, в частности из циклов по перегрузке топлива из авто и ж/д цистернов, нефтеналивных емкостей и т.д. На сегодня Монголия имеет суммарно емкости по хранению 360 куб/м нефтепродуктов, анефтехранилище
Дарханского НПЗ будет превосходить этот показатель на 240 тыс.куб/м. Всего на новом предприятии будут работать 600 человек, из которых 50 специалистов пройдут обучение в Японии в период строительства объекта.
Как отметил инициатор проекта, директор компании "Монголсэкию", академик Т.Намжим, новый НПЗ способен полностью обеспечить потребности страны в автобензине, дизельном топливе и авиационном керосине.