Компания "Бизнес Контакт" - выставки в Монголии

Компания "Бизнес Контакт"

м.т. 89149591011
info@expomongolia.ru, bizneskontakt@inbox.ru

 
» Новости Монголии » СТЗ «Алтанбулаг» - первый колышел вбит
на правах рекламы

СТЗ «Алтанбулаг» - первый колышел вбит

Автор: admin от 13-04-2014, 14:30
 (голосов: 2)

Это можно назвать главным событием марта на российско-монгольской границе: после стольких лет разговоров, переговоров и уговоров впервые в практическую плоскость перешли действия иркутских предпринимателей по освоению территории свободной торговой зоны «Алтанбулаг». Условный российский колышек здесь был вбит сразу по окончании прошедшей в Улан-Баторе международной выставки «Ворота в Азию». Но – обо всем по порядку.

 

Не первый раз приходится наблюдать, но деловые контакты в этом направлении активизируются сразу после того, как суровая зима сдает свои позиции. Хотя это утверждение верно, если не принимать во внимание мощные, круглогодично стабильные потоки российских ГСМ. Продукция топливно-энергетического комплекса – по-прежнему основа нашего экспорта в Монголию.

 

Но весь остальной бизнес, особенно те, кто только решил попробовать себя на монгольском рынке, начинает выстраивать отношения и на собственном опыте изучать местный спрос, конечно же, с наступлением теплого сезона. Так комфортнее во всех отношениях.

Именно так случилось и в эту весну. В самом ее начале подгоняемые еще неласковыми степными ветрами, а также иркутской компанией «Бизнес Контакт», российские предприниматели отправились в Улан-Батор искать новые деловые контакты и потенциальных партнеров на монгольском земле.

 

ПРИЗНАННАЯ ПЛОЩАДКА

Международная универсальная выставка «Ворота в Азию», которую совместно с Национальной торгово-промышленной палатой Монголии (НТПП) в 23 раз проводит компания «Бизнес-Контакт», хорошая и, главное, признанная монголами площадка для старта российских предприятий на рынок этого государства. По подсчетам организаторов, за 12 лет ее проведения в выставке участвовало более полутысячи компаний, большая часть которых – из Иркутской области.

 

Вообще отношения нашего региона с Монголией – особые отношения, и не только в силу географической близости. Они выстраивались десятилетиями. И мы вполне заслуженно претендовали на их некую эксклюзивность – благодаря значительному объему различных контактов: здесь и грузопоток, и культурные связи, и немалый отрезок общей истории. Отдельной строкой – подготовка монгольских специалистов в иркутских вузах. Многие из них в своей стране теперь занимают ключевые посты и добрым словом вспоминают Иркутск.

Однако в последние годы – очевидно, с того времени, когда губернатор, а затем и посол России Борис Говорин сложил свои полномочия – Иркутская область стала терять «право на эксклюзивность» отношений с южным соседом. Чем с легкостью воспользовались другие регионы.

 

Подобная ситуация наблюдается сейчас и в случае с международной выставкой «Ворота в Азию», пока еще остающейся с иркутской пропиской. Однако в условиях полного невнимания к ней со стороны региональных и городских чиновников этот международный бизнес-форум активно расширяет географию участников.

 

КУЛЬТОВАЯ ТЕМА

В прошлом году выставка однозначно вышла на общероссийские просторы. Кроме нескольких иркутских компаний, в ней участвовали предприниматели из Новосибирска, Томска, Омска, Москвы, Читы. И даже с Минского моторного, завода с полувековой биографией, делегация приехала.

 

В этот раз, кроме сибирских компаний из Кемерово, Новосибирска, Иркутской области, на выставочных площадях в НТПП Монголии расположились экспозиции предприятий из Ростова, Краснодара, Екатеринбурга и Москвы. И все те же – белорусы с Минского моторного.

 

- Мы уже второй год участвуем в этой выставке, и чувствую, что вот-вот наш проект «выстрелит», и мы найдет хорошего дилера. Оба приезда в Улан-Батор показали высокий интерес к нему у частного сектора, - в беседе с «Капиталистом» отметил Василий Павловский, начальник отдела ВЭД Минского моторного завода.

 

Предложение заводчан действительно имеет определенную перспективу. С учетом того, что в Монголии, особенно в удаленных аймаках, до сих пор эксплуатируется техника еще времен Советского Союза – трактора, грузовики, Минский моторный предлагает переоснастить ее новыми дизельными моторами, что фактически даст автомобилям вторую жизнь. Кроме того, современные дизели стандарта «Евро-4» позволят сократить расход топлива с 45 до 21 литра.

 

Последнее обстоятельство, очевидно, сыграет свою решающую роль, поскольку даже если судить по гигантскому количеству гибридных, бензиново-электрических автомобилей в столице страны, экономия топлива для монголов – едва ли не культовая тема.

 

ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ

Если обобщать участников «Ворот в Азию» по сферам бизнеса, то можно в целом проследить направления, по которым российские предприниматели ведут своеобразную маркетинговую разведку на чужой территории. Эта выставка ценна тем, что здесь удается понаблюдать за реальными интересами сторон, провести определенные аналогии и понять насколько предложения наших предпринимателей соответствуют интересам их монгольских коллег.

 

К примеру, в прошлом году на фоне двух с половиной десятков экспонентов особо выделялась внушительная новосибирская делегация: семь компаний, все – производители, причем, с весьма заметной наукоемкой инновационной составляющей. Среди них – разработчики БАД-пробиотиков, кисломолочных пробиотических продуктов и заквасок, проектировщики систем противоаварийной автоматики для возводимых и реконструируемых объектов и автоматических систем управления для объектов энергетики, производители промышленных средств взрывания, изготовители стальных опор линий электропередач.

 

В нынешней выставке явно выделялись российские и белорусские компании, производящие сельхозтехнику, а также продовольствие.

 

Монголы любят российские, а часто именно иркутские продукты – майонез, яйца, мороженое. Но, оказывается, в стране до сих пор в ходу американские «ножки Буша», давно уже отвергнутые основной массой потребителей в России. Это лишь подтверждает то, что здешний спрос до конца не удовлетворен, и есть куда развиваться.

 

За десяток лет присутствия в местных магазинах определенной узнаваемости у монгольских покупателей достиг ангарский хлебный бренд «Каравай». Однако этого не достаточно, считают в холдинге, куда сейчас входит пять хлебозаводов – в Ангарске, Шелехове, Улан-Удэ и Красноярске.

 

- Одна из основных задач нашего приезда в Улан-Батор, - в интервью «Капиталисту» сообщила Ольга Панкеева, бренд-менеджер ОАО «Каравай», - помочь местному дилеру с расширение сети. Сейчас он возит буквально три-четыре вида нашей продукции – самое популярное у монголов – сушки, сухари, вафли, овсяное печенье. Но наша цель – представить здесь продукцию в полном объеме. А это не только кондитерские и хлебобулочные изделия, но и макароны, корма. А также сеть кафе «Бельгийские пекарни» с выпечкой. Даже первый день выставки показал, как много здесь людей, заинтересованных в нашей горячей выпечке, в нашем горячем хлебе.

 

НАШИ КОМБАЙНЫ ДЛЯ МЕСТНОЙ ЦЕЛИНЫ

- Раньше как было: едешь по Монголии – луга непаханые, - вспоминает Александр Сидоров, гендиректор компании «Бизнес Контакт» и организатор всех выставок «Ворота в Азию». – А сегодня смотришь: трактора пашут, целые поля зерновых. Национальная программа «Целина-3» в действии. На нее идут деньги и из фонда развития страны, и от международных инвесторов. Кстати, в прошлом году они собрали самый большой в своей истории урожай. Это о чем-то говорит...

 

А говорит это о том, что в Монголии логично и по-хозяйски решили не зацикливаться на единственной отрасли, хотя и являющейся локомотивом экономики – на горнодобывающей. Развиваться равномерно, без перекосов – это значит, подтягивать и легкую, пищевую промышленности, туризм. И конечно сельское хозяйство, ведь в советские годы страна сама обеспечивала себя и зерном, и овощами. А сейчас до половины необходимого объема, к примеру, картофеля и овощей, импортируется.

 

Как сообщили нашему журналу в министерстве промышленности и сельского хозяйства Монголии, из 700 тыс. га, которые сейчас находятся в обороте, пахотных половина – почти столько же, сколько в Иркутской области. Урожайность также на уровне среднесибирской – 14 центнеров с гектара. Так что делегация участников выставки – представителей производств, выпускающих сельхозтехнику, оказалась в сельхозминистерстве вовремя и ко двору.

 

БЕЗ ПОШЛИН И НДС

Интересно, что в этой встрече с нашей стороны участвовали практически конкуренты – представители одного из крупнейших в мире производителей комбайнов и сельхозтехники ростовского «Ростсельмаша» и дилеры белорусского «Гомсельмаша», комбайны которого собираются уже и в Брянске и Татарстане. За развитием такой нестандартной ситуации внимательно наблюдал наш журнал.

 

Но монголы сразу расставили точки над «и»: конкуренция в их понимании еще грандиознее. Для ее развития, как признались сотрудники министерства, с 2007 года они специально закупают технику в разных странах. Правда, и это прозвучало чуть позже, «к монгольскому земледелию наиболее близка российская техника».

 

Далее столь удачное направление беседы подхватил гендиректор Иркутской продовольственной корпорации Сергей Нестерович, который вместе с новосибирским дилером «Гомсельмаша» продвигает на восток России белорусско-российскую технику под брендом «Полесье».

 

- Мы видим, как Монголия сейчас активно развивается, и нам, как представителям бизнеса, хотелось бы поучаствовать в этих процессах, зайти со своими технологиями, своей техникой. Сейчас мы планируем в свободной торговой зоне «Алтанбулаг» открыть постоянно действующую выставку сельхозтехники – комбайны, трактора – все, что производит Россия и Белоруссия. И к этому, конечно, сервис и запчасти.

 

- Полностью поддерживаю ваше начинание, - ответил вице-министр промышленности и сельского хозяйства Монголии Б.Цогтгэрэл, - и не только потому что я – один из инициаторов инвестпроекта СТЗ «Алтанбулаг». Политика правительства сейчас направлена на поддержку фермеров и тех, кто создает здесь дилерские компании. Для этого у нас действует много субсидий, в том числе и такая: до 2016 года аннулированы все пошлины и НДС при ввозе в страну сельхозтехники.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛЮС БИЗНЕС

Далее нас ждала еще официально не заработавшая, но уже частично оформленная свободная торговая зона в приграничном поселке Алтанбулаг. Но перед стартом на север иркутскую делегацию на чай пригласил советник-посланник посольства России в Монголии – второе после посла лицо в дипломатической иерархии.

 

Во время посольского чая «Капиталист» не упустил возможности выяснить у российских дипломатов, не первый год представляющих интересы нашей страны в Монголии, есть ли у них какой-либо действенный рецепт того, как вернуть экономическим отношениям наших стран ту полноту, которой они отличались два десятилетия назад.

 

- Ну вот все мы здесь этим и занимаемся. С разной долей успеха, - ответил Игорь Аржаев, советник-посланник. – Сейчас важно восстановить ту ткань сотрудничества, которая порвалась во многих местах, а то и просто разорвалась. Одно дело – государственные визиты, а другое – мелкие связи на разных уровнях – общественные организации, творческие коллективы. И бизнес, и сфера образования – все исключительно важно.

 

Дипломат поблагодарил организаторов выставки «Ворота в Азию» за многолетние усилия в налаживании сотрудничества между странами и вспомнил историю, как его перед отправкой в Монголию лично напутствовал глава российского МИДа Сергей Лавров.

 

- Единственное, что он мне сказал: на данном этапе для наших отношений с Монголией исключительно важно поддержание русского языка и развитие гуманитарного сотрудничества. Он не назвал ни бизнес, ни политические контакты. Но, к счастью, все идет в увязке. Развивать сферу русского языка, культуры мы сможем, только если здесь будет присутствовать и российский бизнес.

 

УЖЕ НЕ ПЕРВОЗДАННАЯ СТЕПЬ

- Думаю, что интерес к зоне будет большим, - в интервью нашему журналу поделился глава администрации СТЗ «Алтанбулаг» П.Монхбат. – У нее два плюса: товары можно будет перевезти в зону безо всяких таможенных пошлин, и монгольским покупателям удобно – зашел на зону по удостоверению личности, купил и сразу вывез. Отпадают все нынешние бюрократические процедуры – визы, таможня, граница.

 

А по мнению Александра Сидорова, гендиректора компании «Бизнес Контакт» и пока единственного официального российского резидента этой торговой зоны, подобная форма торговли выгодна в первую очередь для российского бизнеса.

 

- Если завозить товар на территорию Монголии обычным образом, нужно его «очищать» - пошлины и т.п. Если же компания работает через свободную торговую зону, то действует примерно как таможенный терминал с правом продажи: без пошлин и налогов, но имеешь право реализовывать товар. И главный камень преткновения – это взаиморасчет, о который слишком часть спотыкается российско-монгольская торговля. В СТЗ «Алтанбулаг» и эта проблема исчезнет: не нужно будет переправлять куда-то деньги, а затем долго ждать поставок. Здесь все в одном месте: вот продавец и его товар, а вот покупатель с деньгами.

 

Сейчас свободная торговая зона в приграничном поселке Алтанбулаг – это 500 гектаров степи вдоль государственной границы с Россией, огороженных забором. То есть теперь это совсем уже не первозданная степь – сюда подведено электричество, вода, проложена ливневая канализация, действует здание для таможни и пограничников. Возле самых ворот в зону – на первой линии – сделана планировка: забетонированы площадки под автостоянку, под складские и выставочные нужды, проложены дороги и тротуары.

 

Буквально в апреле, когда зимние ветра и холода окончательно отпустят, деятельность внутри периметра возобновится: сюда из Улан-Батора переедет администрация СТЗ «Алтанбулаг» и продолжится строительство двух первых торговых центров. Закончить их планируют как раз к официальному открытию зоны. Оно намечено на 22 июня.

 

А пока наш журнал наблюдал, как в СТЗ «Алтанбулаг» заехали первые российские бизнесмены с вполне конкретной целью – выбрать участок, где к маю разместится экспозиция сельхозтехники бренда «Полесье». На вопрос Сергея Нестеровича, гендиректора Иркутской продовольственной компании: «Какой из участков первой линии можно занять?» руководители администрации торговой зоны с готовностью ответили: любой.

 

На этом и порешили, тут же определив место, где разместится и флагшток с флагом Российской федерации.

 

Константин Куликов, главный редактор

Иркутский деловой журнал "Капиталист", апрель 2014 г.

 

--------------------------

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Иркутская область – Монголия, млн долл.

2012 2013 Изменение, %

Экспорт 64,94 69,47 +6,9

Импорт 6,48 0,32 -95

Источник: Иркутская таможня

--------------------------

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Россия – Монголия, 2012 г., млн долл.

2012 2013 Изменение, %

Экспорт 1851,4 1572,1 -15,1

Импорт 64,3 40,9 -36,4

Источник: Федеральная таможенная служба

-----------------

$69,8 млн – внешнеторговый оборот Иркутской области с Монголией. Из них $69,5 млн (99,5%) – экспорт

---------------------------

ТОП-5. Структура внешнеторгового оборота

СФО – Монголия, 2013 г., основные товарные группы

Экспорт

1. Топливо минеральное, нефть* 51,3**

2. Черные металлы, изделия из них 14,2

3. Жиры и масла 3,5

4. Молочная продукция, яйца, мед 2,8

5. Разные пищевые продукты 2,7

Импорт

1. Злаки 26,8

2. Соль, земли и камень, известь 18,7

3. Ж/д локомотивы, моторные вагоны 12,4

4. Корма для животных 11,9

5. Мясо и мясные субпродукты 11,5

* Названия товарных групп приводятся согласно кодов ТН ВЭД ТС

** Доля (в %) в общем объеме

Источник: Сибирское таможенное управление


Теги: Монголия, Россия, Алтанбулаг, Ворота в Азию

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий